Что такое успех? Состояние, когда любимое дело приносит доход, энергия бьет ключом, а свободное время расширяет кругозор и наполняет впечатлениями. Как его достичь и какой ценой знает Сергей Новиков, успешный бизнесмен, управляющий директор проектно-строительной компании «ЖелДорСпецПроект» и главный герой сентябрьского номера журнала «Дорогое удовольствеи Воронеж». Тот, кто без преувеличения покорил непростую отрасль и подает пример self-made man.

Фото: @yavorskaya.photography
MUAH: @muah_katya
Локация: @yavorskaya.photostudio
— Сергей, как вы выбрали профес-
сиональную сферу? Детская тяга к поездам, родительское влияние,
спонтанное решение?
— Я родился в самом железнодорожном городе России — Лисках, этот факт
определил не только детскую любовь к железной дороге, но и выбор учебного
заведения. А дальше почти 10 лет работы в ОАО «РЖД», где в 27 лет, пройдя все
карьерные ступени, стал заместителем главного инженера Юго-Восточной же-
лезной дороги. По меркам отрасли это высокая должность с отдельным кон-
трактом на заработную плату, большим кабинетом, служебным автомобилем
и прочими атрибутами успешной жизни топ-менеджера крупной компании.
— А потом создали собственную в непростой для входа, узкоспециа-
лизированной сфере проектирования и строительства железнодорожного полотна. Как так вышло?
— К идее бизнеса мы пришли вместе с моим другом Евгением, тоже желез-
нодорожником. Когда начали задавать себе вопросы: «Могу ли я себе обеспе-
ить желаемый уровень жизни, будучи хоть и высокооплачиваемым, но со-
трудником? Быть полностью свободным в своих решениях?» — и тому подобные.
Ответ был очевидным. Так, в 2017 году без стартового капитала родилась компа-
ния «ЖелДорСпецПроект». Мы строим железнодорожные пути для промышлен-
ных предприятий, и в последнее время всё больше представителей не только
крупного и среднего, но и мелкого бизнеса инвестируют в собственную
железнодорожную инфраструктуру. Цель — снизить себестоимость доставки
материалов для производства, к примеру, завоза щебня или песка с карьеров,
снизить расходы на логистику сбыта товара, того же зерна. Плюс сезонные
закрытия автодорог, запуск системы «Платон», постоянное повышение цен
на топливо делают перевозки железной дорогой в три раза выгодней. И в сред-
нем ее строительство окупается за три года. Да, ниша действительно имеет вы-
очайший порог входа. Нужны десятки разрешений и согласований государ-
ственных и контролирующих органов, чтобы запроектировать и построить
железнодорожный путь для промышленного предприятия.
— Путь вашего становления как руководителя был тернистым?
— Я всегда считал, что любым делом нужно заниматься с максимальным пер-
фекционизмом и отдачей, и неважно, работаешь «на дядю» или строишь бизнес.
Казалось бы, банальный, но единственный секрет успеха. Поэтому в первый
год существования «ЖелДорСпецПроект» мой рабочий день длился 14‑15
часов. В результате сегодня в компании трудятся более 150 сотрудников, на ее
балансе 52 единицы собственной строительной техники, включая специализи-
рованную, а оборот превышает 1 млрдрублей. Последние два года мы побежда-
ем в номинации «Лучшее предприятие
отрасли».
— И как это, в 31 год быть одним из руководителей компании, кото-
рая имеет подобный статус?
— Это большая ответственность. Перед заказчиками, сотрудниками, партнера-
ми. Подобный статус не позволяет снизить обороты, дать слабину и, например,
превысить срок реализации проекта.
— А быть «Заслуженным предпринимателем России»? Вообще какие
профессиональные достижения самые ценные?
— Награды и статуэтки интересуют предпринимателей куда меньше,
чем наблюдение результата. В этом смысле строительство — благодарная
сфера, но и, конечно, количество средств на расчетном счете дает оценку того,
в правильную ли сторону ты идешь. Но доброе слово и кошке приятно, по-
этому благодарен Торгово-промышлен- ной палате РФ за оценку моего вклада
в строительную отрасль и развитие экономики. Но главное достижение —
это удовлетворенность заказчиков результатами сотрудничества, а моих
подчиненных — уровнем дохода. Дальше у нас есть утвержденная стратегия, она
включает в себя задачи по многим показателям: увеличению чистой прибыли,
территориальному распространению и другим.
— Как вы измеряете успешность?
И считаете ли себя успешным?
— Успех — это быть лучше себя вчерашнего. Во всех сферах
Для кого‑то жизнь — это игра, а деньги в ней — очки. У кого на момент смерти
их больше, тот и победил. Кто‑то кладет всю жизнь на укрепление тела. Ест толь-
ко выращенное на своем огороде и меди тирует по 5 часов в день. Для кого‑то са-
мое ценное — это семья. Он всё приносит в дом. В его мире есть свои,
кого надо защищать и любить, и есть все остальные. Я считаю, что в жизни всё
должно быть равномерно: творчество, деньги, отношения и здоровье. Упуще-
ния в одной сфере могут перечеркнуть достижения в других.
— Профессиональная реализация требует энергии. Где вы ее черпа-
ете? Знаю, что на вашем счету немало поездок по миру.
— Важно понимать, что энергия — это основной ресурс для достижении цели
и главный показатель работоспособности. Ее отсутствие — это нездоро-
вое состояние организма. К счастью энергия — показатель измеримый.
Каждый квартал я делаю полный чек-ап, сдаю всевозможные анализы и получаю
рекомендации диетолога-нутрициолога.
Это первый шаг. Второй — ежедневный спорт. Минимум два часа силовой тре-
нировки или бега. Это самый быстрый способ заправить организм эндорфином.
И, конечно, систематическая перезагрузка в путешествиях. Я уже был в 19 странах.
Не считаю, что это много, потому что есть цель побывать во всех, а их 197. Поэтому
я никогда не езжу в одну и ту же страну дважды.
— Зачем сегодня в принципе становиться предпринимателем?
— Для того, чтобы прожить свою собственную жизнь, а не жизнь под копирку.
Многие люди паникуют, когда телефон «умирает», и судорожно ищут зарядку,
но остаются спокойными, когда умирает мечта, и не ищут выход, чтобы ее спасти.