Любая коммуникация должна приводить к результату. Особенно в профессиональной сфере, будь то продажа продукта, защита стратегии на совещании или заявление о себе перед широкой аудиторией.
«Дорогое» поговорило с Иоанной Духаниной, тренером по голосу, речи и публичным выступлениям, а также победительницей первого «Ринга Экспертов» от Юлии Гиленок. Мы выяснили, когда стоит решиться на обучение ораторскому искусству.
Беседовала: Валерия Калашникова.
Фото: из личного архива Иоанны Духаниной.
— Иоанна, что такое красивая речь?
— Это речь, которую приятно слушать от начала до конца. Важно оттачивать её с учетом мнения вашей аудитории. В противном случае речь может показаться искусственной и не привести к желаемому результату. Эталонная речь основывается на четырех критериях: темп, качество, структура, сила голоса и подача. Она должна быть комфортной для восприятия, особенно если слушатели видят вас впервые.
— Как часто к вам приходят топ-менеджеры и бизнесмены?
— 90% моей аудитории — это предприниматели. Это люди, которые начинают свой путь и хотят грамотно выстроить личный бренд. Личный бренд прежде всего включает в себя соцсети, и одних картинок уже недостаточно. Нужно записывать видео, вести прямые эфиры и проводить переговоры. Обращаются и опытные руководители крупных компаний, которые хотят эффективнее общаться со своими сотрудниками и сокращать время на совещания.
— Как человеку, который прошел тренинг по ораторскому искусству, поддерживать навыки?
— Мои ученики получают базу онлайн-уроков с упражнениями. Кроме того, большинство из них активно практикуются, что помогает поддерживать и развивать навыки. Важно, чтобы речь была динамичной, логически структурированной и комфортной для слушателей. Энергия, которую вы транслируете, также имеет большое значение, особенно в современных условиях.
— Что важнее: правильно построенная речь или правильно выстроенное публичное выступление?
— Если посмотреть на современных блогеров, то второе. Энергия, которую вы транслируете, может сыграть решающую роль. Но всё зависит от ситуации. Если человек уже добился успеха, его достижения будут важнее, чем яркость выступления. Для новичка голос — это инструмент для продвижения, и сила выступления будет играть большую роль.
— Какие ваши услуги выбирают чаще всего?
— Я благодарна своим ученикам, ведь 90% выбирают комплексный подход: и постановку голоса, и создание самопрезентации, и практику публичного выступления, будь то запись ролика или выступление на корпоративе. Единицы берутся за что-то одно, но потом понимают, что это неэффективно. Я не работаю с теми, кто хочет быстро пробежаться по верхам. Проработка и техники речи, и навыков публичного выступления необходимы для достижения нужного впечатления. Для этого у меня есть курс «Больше чем речь. Выход в публичность» (18+), который предлагается в индивидуальном формате ежемесячно и несколько раз в год в групповом формате. Группы небольшие, до 15 человек, чтобы каждый ученик мог получить нужное внимание и мотивацию.
— Что подталкивает людей сделать первый шаг?
— Чаще всего это негативный опыт: неудачное участие в публичном мероприятии или слабая запись вебинара, который никто не купил. Человек понимает, что нужно исправлять ситуацию. Есть и такие, кто приходит заранее, чтобы успешно выйти в публичное поле, например, специалисты, которые достигли потолка в офлайн-развитии и хотят масштабироваться на онлайн-аудиторию.
— Как не ошибиться с выбором тренера по речи?
— Во-первых, убедитесь, что вам нравится, как говорит и ведет себя специалист, какие ценности он транслирует. Это важно, ведь человек покупает у человека — выбор действительно большой. Рекомендую слушать подкасты и смотреть видео с людьми, чья речь вам нравится — это помогает понять вектор развития. Во-вторых, посмотрите реальные кейсы и отзывы, чтобы оценить результаты работы специалиста. Наконец, пообщайтесь с тренером перед началом обучения. У многих, в том числе и у меня, есть бесплатные консультации, на которых можно понять, сработаетесь ли вы или нет.