ЭКСКЛЮЗИВ:
Беседовали: Валерия Калашникова, Анна Красова
Фото: Евгений Шимин

Год назад музыкальный редактор Лена Гликсон, известная в Воронеже как Елена Нежельская, получила премию «Эмми» за работу над четвертым сезоном «Очень странных дел» (16+) в номинации «Лучший монтаж звука для комедийного или драматического сериала». Спустя год Лена рассказала нам о своём профессиональном пути, вызовах индустрии и значении музыки в её жизни.
— Лена, как в вашей жизни появилась музыка?
— Сколько себя помню, она всегда звучала в нашем доме. Мой папа, физик по образованию, окончил музыкальную школу, обладал абсолютным слухом и играл на фортепиано и гитаре. Он часто делал аранжировки в программе Band‑in‑a‑Box. Мы проводили выходные за музицированием, а я ему подпевала. Это приносило мне огромное удовольствие.
Помню, в пять лет папа начал хвалить мой музыкальный слух. Примерно с того же времени я мечтала стать певицей. Я смотрела все концерты и музыкальные передачи, учила мелодии и тексты. Родители видели моё увлечение, поэтому в шесть лет отдали меня в подготовительный класс музыкальной школы. С тех пор я ни разу не сворачивала с этого пути.
— Сложно ли было отказаться от мечты стать певицей?
— Наоборот, я её переосмыслила. У меня приличный исполнительский опыт: я получила высшее музыкальное образование по классу вокала. Мои песни звучат в четырёх спектаклях «Нового театра», и я вполне профессиональная певица.
Когда я попала в среду с представителями музыкальных профессий, то обнаружила, что мир музыки не ограничивается сценой. Процесс создания музыки стал мне даже ближе. Я получаю огромное удовольствие от написания песен, записи аранжировок, обработки собственного вокала. Теперь я занимаюсь этим, когда возникает потребность выразить свои переживания.
— Изменилась ли ваша жизнь после получения «Эмми»?
— Скорее, увеличилась моя медийная известность. Если раньше обо мне знали в основном кинокомпозиторы и те, кто интересовался поступлением в зарубежные музыкальные вузы, то теперь моё имя на слуху у широкой аудитории. Это очень неожиданно.
— Есть ли конкуренция среди музыкальных редакторов в Голливуде?
— Конечно, как и в других сферах. Конкуренция — это стимул к развитию. Ты постоянно ищешь, где и как получить новые знания и навыки, чтобы соответствовать меняющимся потребностям индустрии.
— Какие качества нужны, чтобы работать со звуком?
— Большая наслушенность, глубокие теоретические знания, музыкальный слух и эмоциональное восприятие. Важно передавать мельчайшие оттенки реакций героев через звучание.
Для работы в Голливуде также нужны усидчивость, терпение, способность работать под высоким стрессом, быстро принимать решения и эффективно выполнять задачи. Эти качества нельзя просто освоить — их нужно воспитывать в себе.
— Расскажите о свежем проекте с вашим участием.
— Несколько месяцев назад я завершила работу над фильмом «Цвет пурпурный» (The Color Purple), ремейком ленты Стивена Спилберга 1985 года. Премьера состоится 25 декабря.
Музыка в фильме играет важную роль: звучат песни из одноимённого бродвейского мюзикла. В проекте участвовали такие мастера, как Стивен Брей, писавший для Мадонны, и молодой композитор Крис Бауэрс. Для меня особенно приятно работать над проектами, где музыка является узнаваемой частью повествования.
— Как недавние забастовки повлияли на вашу работу?
— Многие проекты на стадии сценариев и съёмок приостановлены. Моему проекту повезло: он находился на этапе постпродакшна. Тем не менее сроки начала работы над проектами следующего года существенно сдвинулись. К счастью, индустрия постепенно возвращается к привычному графику.
— Музыкальный редактор слушает музыку?
— Конечно! У меня очень разнообразная библиотека: от пассионов Баха до Карди Би, от Стинга до Нилса Фрама. Музыка для меня — это жизнь.
— Какие у вас впечатления от работы с Воронежем и «Новым театром»?
— В 2016 году, после выпуска из музыкального колледжа Беркли, я искала, где применить свои навыки. Актёр Антон Веклич порекомендовал меня «Новому театру». Я создавала музыку для их спектаклей, часто работая ночами или в редкие выходные.
Сейчас моя основная работа занимает большую часть жизни, но я с теплотой вспоминаю время, проведённое с командой театра. Это был ценный и вдохновляющий опыт.
Лена Гликсон — яркий пример того, как любовь к музыке и стремление к развитию могут привести к международному успеху. Её истории — вдохновение для всех, кто мечтает о карьере в искусстве.
4o